84707188[email protected]     Тел: +7 (495) 743-83-77
КайтыКайтбордыАксессуарыПрокат,обучениедоставкапочитатьконтакты форум

почитать \

01/11/06 Хождение против ветра - аспекты тренировки.


    Умение вырезаться против ветра по своей значимости можно смело сравнить с вашим первым вставанием на доску.
   Современное дружественное оборудование максимально упростило движение на ветер, позволяя уверенно вырезаться, имея даже небольшой опыт катания. Но в редких случаях  прогресс задерживается.
   Причины неудач всего три :
- не знание,
- не правильное оборудование,
- страх.
В этой статье мне бы хотелось подробнее остановиться на, так называемом, не оценочном подходе к тренировке.


   Как обычно строится тренировочный процесс?
   Ученик обратился к вам с проблемой, что не получается стабильно вырезаться против ветра. Тренер смотрит как ученик пытается это делать и сравнивает увиденное с неким эталоном "правильной стойки", который существует в его голове. Этот эталон основывается на том, что сам тренер был обучен воспринимать в качестве "правильного". Глядя сквозь призму этой модели, тренер видит разницу между тем, "что есть" и "что должно быть", и старается исправить то, "что есть".
Тут тренер может использовать разнообразные инструкции, может быть он скажет "надо развернуть плечи и бедра на ветер, перенося вес тела назад, согнув заднюю и выпрямив переднюю ногу, удерживая доску на ребре."
   Общий контекст: "я скажу тебе что следует и что не следует делать".
   Поведение ученика под воздействием серии подобных указаний "что следует" и "что не следует делать" становиться вполне предсказуемым. Доверившись экспертной оценке тренера, ученик низводит свою ответственность до уровня выполнения того, что ему говорят. Он очень старается "не делать того что не следует" и заставляет себя делать то, "что следует". Это может вызвать у него неловкое напряженное чувство, но тренер видит его старания и говорит: "хорошо".
   На самом деле, он говорит : "Хорошо, ты стараешься делать так, как я говорю".
Ученик начинает связывать это "хорошо" с неестественным, вынужденным исправлением своей стойки. Тренер говорит: "следует так" и "так не следует", ученик "старается изо всех сил", от тренера поступает еще одна оценка: "Хорошо" или "Плохо".
   Вот так все и идет, снова и снова. Переменой считается движение от плохого к хорошему, и она определяется и инициируется не тем человеком, который должен меняться, а кем-то еще.
   Это происходит в оценочном контексте, и обычной ответной реакцией ученика являются сопротивление, сомнение и боязнь неудачи.
   Ни ученик, ни тренер, скорее всего, не осознают , что такой подход к переменам подрывает внутреннюю готовность ученика учиться и нести ответственность за обучение.
   Как же, все-таки, происходит обучение и что делается в голове ученика?
   Если предположить, что там происходит внутренний диалог, то скорее всего он похож  на внешний с тренером. Командный голос дает указания, сходные с рекомендациями тренера: "надо развернуть плечи и бедра на ветер, перенося вес тела назад, согнув заднюю и выпрямив переднюю ногу, удерживая доску на ребре."
Потом тот же голос оценивает стойку и работу самого ученика: " кошмар, ну что это за поза "срущей птицы", в жизни не бывало такого тормоза".
   А необходим ли такой внутренний диалог вообще? Помогает он или мешает?
   В своих интервью известные спортсмены говорят, что они не думают о своем выступлении, они вообще ни о чем особенном не думают. Их мозг спокоен и сосредоточен. Все начинает получаться именно тогда, когда не стараешься контролировать.
   Инструкции тренера, высказываемые с самыми добрыми намерениями, ученики воспринимают как угрозу для их естественных возможностей. И это состояние, конечно, совсем не похоже на спокойную сосредоточенность лучших спортсменов.
   Давайте разберем, кто же участвует в этом внутреннем диалоге. Голос, подающий команды и высказывающий оценку - первая часть нашего Я - " Я1". Второй голос будет второй частью нашего Я, "Я 2". Какова взаимосвязь между ними?
   "Я1" - это всезнайка, по сути, не доверяющий "Я2", которому приходится стоять на доске. Это недоверие заставляет "Я1" контролировать "Я2", используя тактику, воспринятую извне, от тренеров и учителей. Другими словами, "Я1" воспринимает недоверие, как часть оценочного контекста. В результате, в процесс обучения вторгаются сомнение в себе и чрезмерный контроль.
   Но что собой представляет "Я2", неужели ему совсем нельзя доверять?
   По определению, "Я2" - это сам человек. Это весь внутренний, данный нам при рождении потенциал , все реализованные и еще  не реализованные способности. Туда же входит наша врожденная способность  к обучению и развитию.
   Все указывает на то, что самой высокой результативности мы достигаем, когда голос "Я1" затихает, и никто не мешает "Я2" стоять на доске.
   Когда "Я1" дает телу неясную команду:"развернуть плечи и бедра на ветер", Я2 делает гораздо большее, удерживая равновесие на доске, одновременно управляя кайтом, дает сотни невербальных команд десяткам мышечных групп, позволяя телу опереться на доску.
   Так какому я можно доверять больше? Иными словами, персонаж мультфильма был прав: "Я знаю врага, это мы сами".
   Основные элементы любого действия человека можно свести к простой последовательности: "восприятие, ответная реакция, результаты".
   Но обычно, все не так просто, между восприятием и действием имеет место некоторая интерпретация. После получения результатов и до начала последующего действия происходит дальнейшее обдумывание. На каждом этапе каждой части действия, а часто и самому действующему лицу, придается некоторое значение. Эти самые значения могут оказать огромное влияние на эффективность обучения.
   Например, возьмем ученика, которого "Я1" убедило, что он никогда не сможет вырезаться против ветра. Вставая на доску он думает: "Ой, опять у меня ничего не получается, я не выпрямляю переднюю ногу и не разворачиваю плечи", эти мысли проносятся у него в мозгу. Сама попытка опереться на доску воспринимается как угроза.
   Как же вырваться из этого замкнутого круга?
   Необходимо сместить фокус внимания, сделав его неоценочным. Перестать "пытаться" принять "правильное" положение, встав на доску.
   Отлично подходит рекомендация "следить за постоянной скоростью" движения на доске. Как мы уже разбирали в теории, хождение против ветра, это прежде всего контроль скорости.
   Переключение внимания с оценки своей стойки на поддержание постоянной скорости позволяет сконцентрироваться и выработать навыки управления доской. Что, в свою очередь, приведет к правильному положению тела. И только добившись устойчивого результата в поддержании постоянной скорости и уверенного хождения  против ветра,  можно на примере разбора видео подправить стойку.

М. Соловейкин


кайт

Карта
rss
Карта